Аллея звёзд — Стас Намин - лидер группы «Цветы»

Стас Намин - лидер группы «Цветы», музыкант, продюсер
Стас Намин - лидер группы «Цветы», музыкант, продюсер

ЦИТАТЫ:
«Я отнесся очень серьезно к возможности выпустить пластинку, потому что я-то понимал, что мы делаем. Это была совсем не самодеятельность. Хотя на тот момент мы, конечно, играли расхлябанно, но с душой. И мы тогда выпустили первую пластинку. И когда она продалась семимиллионным тиражом, уже тогда фирма «Мелодия» нас начала просить.»
«Иняз – это был, наверное, мой выбор, связанный с тем, что я никак не мог понять, кем я хочу быть. Честно говоря, я и сам сейчас не до конца, наверное, понимаю.»
«И вот тогда она мне показала роман «Парк Горького». Роман – я имею в виду книгу. И говорит, что вот этот вот писатель, который написал «Парк Горького» вторую книгу написал, где про тебя написано. Там написано, что на стене у какого-то героя висела фотография Ника Джаггера и Стаса Намина. Нифига себе! Откуда он узнал, что такой есть, в Монголии сижу? И тогда мне пришло в голову назвать эту группу «Парк Горького». Через Йоко Оно, она крестная мама.»

ИНТЕРВЬЮ:

УТРЕННЕЕ ШОУ: Добрейшего всем утра, друзья! Какой хороший четверг у нас сегодня получается! Почти как пятница! Ну, праздник! А почему и нет? День рождения Стаса Намина. Вот человек! Продюсер, режиссер театра и кино, художник, фотограф, музыкант – да просто обалденный человек сегодня в гостях! Если всё перечислять пальцев не хватит. Доброе утро!

Намин С.: Доброе утро!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Мы не сказали сегодня по какому поводу: сегодня у Стаса день рождения. Happy birthday to you! 

Намин С.: Thank you sir!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Ну, что хочу сказать, ты – суперпродюсер, по-другому никак не скажешь.  За что ты берешься – это всё работает – это первое, и второе, самое главное – доставляет людям колоссальное удовольствие. Это факт.  Твои дни рождения – не исключение: из этого ты делаешь шоу: выставки, перформансы, премьеры спектаклей, новые имена открываются на твоих днях рождения, джемы потрясающие. Хочу спросить, а в этом-то году, что сегодня будет?

Намин С.: Ну, вообще, я не справляю день рождения сам.

УТРЕННЕЕ ШОУ: То есть, это люди сами приходят и сами празднуют?

Намин С.: Нет, в сам день рождения у меня нет вот такого в этот день… Просто в ноябре, получается, что не только у меня день рождения, а у многих моих друзей: 10-го у Ефремова Мишки, 15-го у Воронова Серёжки, у Малинина Саши, ну и так далее. То есть, почему-то получилось так, что скорпионовская тема у очень многих друзей, вот кто работал «Цветах» или просто каким-то образом мы дружим. И так получилось, что, действительно, осенью с ноября какие-то такие отчётные акции мы проводим. Бывает такое, но тоже не всегда. Вот в этот раз ничего особенного не проводим.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Так хорошо, с празднованием дня рождения сейчас понятно. А как было в детстве тогда? Вот тогда же точно было ощущение праздника?

Намин С.: Да я даже не знаю… Нет, что-то у меня праздника нет в день рождения.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А подарки?!

Намин С.:  Ну, подарки – это другое дело, конечно. Не путайте. (Все смеются) Их даже приятно и без дня рождения…

УТРЕННЕЕ ШОУ: Ну, конечно! А, может быть, помните какой-нибудь подарок из детства, который вас по-настоящему счастливым сделал, прямо запомнился?

Намин С.: Нет, все-таки материальные предметы счастливым меня не могут сделать почему-то.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А гитара, подаренная, например?

Намин С.:  Нет. А я же не гитарист по жизни. Так получилось случайно.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Случайно! Случайно на много лет вперёд!  Да, и случайно заглянул к нам в день своего рождения, получается так. (Все смеются)  

УТРЕННЕЕ ШОУ: Ты создал – ну, что уж мелочиться – мегапопулярную группу «Цветы». Пластинки продавались миллионными тиражами, купить их невозможно было, если говорить честно, в магазинах, но при этом группа-то было запрещено по большому счёту.

Намин С.:  Ну, да, конечно. В Советском Союзе всё было запрещено, кроме «Мой адрес не дом и не улица» и «Ленин такой молодой».

УТРЕННЕЕ ШОУ: Я хотел спросить, как закрытая группа может стать такой мегапопулярной на уровне от Прибалтики до Дальнего Востока?

Намин С.: Наверное, это объясняется тем, что мы просто честно, без фуфла пели песни искренне. В тот момент жанр советской песни, который насаждался довольно серьезно цензурой, он заполонил все средства массовой информации, и когда появилось что-то похожее на музыку искреннюю и честную, наверное, это сработало.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А как же это распространялось-то тогда?  Из рук в руки, получается?

Намин С.: Нет-нет-нет. В результате мы были студенты МГЛУ тогда –я только перевелся из института иностранных языков МГЛУ – и мы были лауреаты вместе с еще двумя ансамблями конкурса или фестиваля, и нам троим ансамблям трем: «Lingvo», трио «Линник» и мы, «Цветы» – сделали такой сюрприз: мы гибкую пластинку могли выпустить на фирме «Мелодия».  Вот и мы выпустили…

УТРЕННЕЕ ШОУ: Там всего на гибкой пластинке одна или две песни, по-моему, умещались.

Намин С.:  Три было даже. Но могло и четыре, но нас одна была длинная. Поэтому я отнесся очень серьезно к возможности выпустить пластинку, потому что я-то понимал, что мы делаем. Это была совсем не самодеятельность. Хотя на тот момент мы, конечно, играли расхлябанно, но с душой. И мы тогда выпустили первую пластинку. И когда она продалась  семимиллионным тиражом, уже тогда фирма «Мелодия» нас начала просить. Потому что они зарабатывали миллионы, а нам не платили, естественно, деньги.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Вообще?!

Намин С.: Нет, не только нам.  Вообще, в принципе фирма «Мелодия» платила 8 копеек за исполнение, когда тебя записывают, а за тираж не платили вообще.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А вот смотрите, после Суворовского училища вы поступили в Институт иностранных языков. Это был ваш осознанный выбор или это, всё-таки, родители как-то вас направили?

Намин С.: Нет, родители – это всё-таки инициатива Суворовского училища. Потому что у меня отец военный. Иняз – это был, наверное, мой выбор, связанный с тем, что я никак не мог понять, кем я хочу быть. Честно говоря, я и сам сейчас не до конца, наверное, понимаю. И я решил, что иняз – это такое образование… Языки и другие гуманитарные образования я не как профессию расценивал, потому что переводчиком я не собирался быть, а как просто образование.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Вот мы сейчас темы родителей коснулись, а у тебя же мама ведет активную творческую деятельность.

Намин С.: Мама, у неё гуманитарное образование. Она закончила консерваторию, аспирантуру. И, в общем, получалось так, что в доме всегда были и Хачатурян, и Шостакович.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Вот это серьезно, конечно.

Намин С.: Да, у нас дома были интересные музыканты. А мама, у неё в этом году, сейчас в ноябре тоже день рождения, ей 90 лет будет.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Ой, поздравляем, кстати. Вы передавайте поздравления наши.

Намин С.: Она выпустила книгу о своей жизни, называется «Своими глазами с любовью, печалью».

УТРЕННЕЕ ШОУ: И что там там?

Намин С.: Там получилось так, что у неё жизнь такая прошла, что она жила в какое-то время в Грузии. Там знала… В то время «знала» трудно сказать, потому что она была маленькая. Там видела и Сталина, и Берию – эту всю плеяду, которая потом вышла.  После этого, когда она вышла замуж за моего отца… В то время политбюро вообще жило в Кремле, поэтому они жили в Кремле, и она тоже опять видела Сталина. А так как ее отца расстреляли, он был жертвой 37 году… Длинная история, не буду рассказывать. Главное, что это поразительная книга, где от Сталина, Берии и потом Брежнева, Хрущева, Горбачева и так далее – всех она знала лично. И у неё там фотографии, где Вольф Мессинг, тот самый знаменитый, пишет ей: «Нами, дорогая, я с вами всю жизнь и до конца». Там потрясающие письма от Шостаковича, от Хачатуряна.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Трудно представить. Честно говоря, у меня в голове не укладывается эта информация!

Намин С.: И в её день рождения выпустили книгу, где 500 фотографий. В общем-то, книжка уже начала продаваться.

УТРЕННЕЕ ШОУ: То есть, ее можно купить уже, да?

Намин С.:  Вот буквально сейчас она продается на улице Тверской в магазине «Москва», но, я думаю, что она будет продаваться по всей стране в результате.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Обязательно куплю. Ты знаешь, мы тут совсем в легкую коснулись группы «Парк Горького». Про «Цветы» мы немножко поговорили, а про «Парк Горького»… Это твоя идея создать коллектив, который будет ориентирован на закордон.

Намин С.:  Да, там была смешная, конечно, ситуация. Но сначала я, когда подумал об этом, когда идея пришла в голову, когда мы уже уехали, нас выпустили, наконец-то, когда перестройка, Горбачев… С Горбачёвым поменялось немножко жизнь. И когда я туда уже приехал, и мы начали выступать, я понял, что … Ну, вобщем, я подумал: «Ну как же так, я воспитывался на музыке, Всемирный рок-музыке, и в Советском Союзе сделал «Цветы», ещё что-то. А когда приехал в Америку, другое что-то не могу что ли сделать? И мне показалось, почему же, попробую-ка я свои силы, как продюсер там. И тогда вот пришла в голову идея. И когда на мою пресс-конференцию в Нью-Йорке пришла Йоко Оно. А я что-то не понял, кто это. Я Серёжку Воронова толкаю, говорю: «Слушай, кто это? На кого похожа?» «Йоко Оно, кажется!»  «Вот и я смотрю!» И я, значит, прыгнул к ней туда прямо с трибуны и говорю: «Вы Йоко Оно что ли или мне мерещится?» Она говорит: «Йоко Оно». Я говорю:  «А что вы здесь делаете?»  Она говорит: «Вот вы русская группа, а у меня тётя русская» – говорит мне Йоко Оно, представляете?! «И я воспитывалась на Чехове и Достоевском». Сюрреализм полный! Она меня пригласила в Дакоту, где она жила с Джоном Ленноном – к сожалению, Леннона уже не было в живых. И мы с ней просидели сутки, просто не отрываясь друг от друга. Она мне рассказывала там всё, разговаривали про всё на свете, и я узнал очень много интересного про жизнь, которая была и у Джона, и про всё на свете. Ночью мы ходили по разным клубам и так далее, а днём опять садились… И вот тогда она мне показала роман «Парк Горького». Роман – я имею в виду книгу. И говорит, что вот этот вот писатель, который написал «Парк Горького» вторую книгу написал, где про тебя написано. Там написано, что на стене у какого-то героя висела фотография Ника Джаггера и Стаса Намина. Нифига себе! Откуда он узнал, что такой есть, в Монголии сижу? И тогда мне пришло в голову назвать эту группу «Парк Горького».  Через Йоко Оно, она крестная мама.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Ну, бывает же такое! Трудно поверить! Крестная Йоко Оно!  Ну, верим, верим.  А как не поверить Стасу Намину?

УТРЕННЕЕ ШОУ: Вот я сколько я тебя знаю, всё, за что ты берешься у тебя получается. А  были у тебя лажи?

Намин С.: Раз уж такая исповедь, я вам расскажу. Это моя уже лажа. Однажды в Лос-Анджелесе я еду на машине, и мне звонит Роберт Де Ниро и говорит…

УТРЕННЕЕ ШОУ: Такие имена! У меня голову сносит!

Намин С.:  Ну, мы с ним много лет друзья, поэтому в этом ничего нет такого особенного. Главное, что он мне говорит: « У тебя нет полчаса времени заехать куда-то. Там буквально на полчасика?» Я говорю: «Ну, конечно, есть!»  Я даже не спрашиваю, куда и зачем. Роберт Де Ниро мне говорит заехать – без вопросов.  Естественно, я приезжаю туда, и там меня ставят под камеру, и я начинаю отвечать на дурацкие вопросы. Понимаю, что это типа интервью. Я после этого звоню ему и говорю: «Аа что это было-то?» Он говорит: «Ты знаешь, я хочу тебя пригласить сыграть роль, актерскую роль, в моем фильме. Я говорю: «В каком фильме?» Он говорит: «The Good Shepherd». У нас я не знаю, как назывался. Де Ниро там был режиссер, продюсер. Я говорю: «Ну нет, я не актёр, я не смогу, конечно, сыграть. Он говорит: «Мне не нужно, чтоб ты был актером. Ты играй самого себя». Я говорю: «Ну, знаешь, это хорошо говорить гениальным актерам. А играть самого себя – это самое трудное на свете. Кого-то я еще могу похулиганить, а себя… Это тебе камеру поставили под нос, и очень тяжело, тем более, на английском языке. Я говорю: «А кто ещё будет играть?» Он говорит: «Ну, там Мэтт Дэймон, Моника Беллуччи, я…» Нифига себе! Я говорю: «Ну, тогда, может, я попробую?»  (Все смеются) И где-то я начал репетировать даже, взял какого-то хорошего преподавателя в Голливуде. С трудом начало всё получаться. Я пришел на интервью, захожу туда, а там сидит в коридоре перед этой комнатой, где всё начинается. Там сидит человек 15 актеров, на которых я рот открываю, обычно, суперпрофессионалов, с которыми мне там делать просто нечего. Я сказал: «Да, здравствуйте, извините».  И свалил, естественно. И все. Облажался.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Просто стало страшно?

Намин С.:  Да. Я понял, что, ну, куда я лезу не в свою тарелку.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Да-а-а, а так бы Оскара бы поставил себе. (Все смеются)

Намин С.: Маленького такого себе из пластмассы, из дерева. Но он мне позвонил, сказал: «Струсил?»  Я говорю: «Ну, да». Он говорит: «Ну я тебе отомщу!»  И отомстил: он персонажа, которого я играл назвал Стасом.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Да, тоненько. Да, друзья, вот такие интересные истории, такие подробности всплывают! 

УТРЕННЕЕ ШОУ: Ты уже рассказывал, что в 86-ом году с группой «Цветы» отправился в серьёзное турне по Соединенным Штатам, а после этого ещё и объехал всю восточную и западную Европу, Северную Америку, Африку и Японию, Австралию… Ну, короче говоря, это мировое турне получилось. Никогда не было в голове мысли остаться где-нибудь?

Намин С.:  Никогда. Я себя комфортно чувствую здесь, если меня не трогать. Когда достают тогда, конечно… Вот в советские времена, когда просто жить не давали…

УТРЕННЕЕ ШОУ: Так это как раз это 86 год!

Намин С.:  Нет, это уже был перелом, поэтому и выпустили.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А осадочек-то?

Намин С.:  Ну, осадочек, действительно... Но, ты знаешь, я там себя почувствовал патриотом. Там же довольно серьёзная была антисоветская тема и в интервью, все прямые эфиры… И когда была смешная там ситуация была: одно интервью было сначала на радио с одним очень известным диджеем на национальном радио Америки, и, оттого, что был большой рейтинг, он меня пригласил на свою же передачу на телевидении. И там происходит так: мы с ним болтаем, уже друг друга знаем, такой милый парень, всё нормально. А по телевизору экранчика показывает, что происходит в эфире сейчас. И там показывает, что в Японии наш цирк, там убежали несколько человек, цирковые актёры. И вот мы выходим в эфир, и он мне говорит: «Слушай, ты вот здесь в Америке. Смотри, вот ребята убежали, остались, может, и тебе самое время? Ты здесь дико популярный, у тебя всё телевидение в твоих пластинках, всё-всё у тебя здорово. Может, останешься?» Я говорю: «Хорошая мысль! Надо подумать». Он говорит: «Как же ты подумаешь? У тебя же КГБ за тобой следит».

УТРЕННЕЕ ШОУ: А-а, сопровождающие, получается, были?

Намин С.:  Да, сопровождающие. Я говорю: «А где КГБ-то?» Он говорит: «Сопровождающие у вас у всех в Советском Союзе. Не бывает по-другому, выпускают только со специалистом». Я говорю: «Да, смотри, как интересно! И что, они прямо везде сопровождают, и нигде проходу нет, убежать невозможно?»  «Насколько знаю, да». Я говорю: «Тогда я понимаю, кем ты работаешь в свободное время. Здесь никого больше нету». (Все смеются) В общем, были смешные истории, где я вдруг начал играть в эти патриотические игры. (Смеется)

УТРЕННЕЕ ШОУ: Тебя поздравляем с днём рождения не одни мы. Радиослушатели вливаются потихонечку в нашу компанию. В частности, Александр из города Тулы дозвонился до нас. Александр, пользуйтесь случаем поздравляйте Стаса Намина с Днём Рождения. Не знаю, будет ли еще когда-нибудь такая возможность в жизни или нет. Давайте!

Александр: Согласен. Анастас Алексеевич, хотелось бы поздравить Вас с днём рождения, пожелать вам добра, здоровья, и чтобы всё у Вас получалось, всё задуманное было у вас на высшем уровне, получалось.

Намин С.:  С этим трудно спорить. Хотелось бы что-то сказать, а нечего. Спасибо большое!

Александр:  У меня вопросик к вам. Вы приложили руку к созданию песни группы Scorpions «wind of changes». Подскажите, как вы с ними познакомились?

УТРЕННЕЕ ШОУ: Спасибо, Александр, за вопрос!

Намин С.:  Как же я с ними познакомился-то? Насколько я помню, когда я организовал концерты для «Парка Горького» со Scorpions. Должно было быть 10 концертов в Петербурге и 10 Москве. И был такой рядом с Горбачёвым Лигачев, и он запрещал всё, что только можно. И в результате запретил Москву, а в Питере всё-таки сыграли. Это был первый концерт «Парка Горького», потому что до этого я не выпускал их со сцены, и вот тогда, мне кажется… Хотя, я вроде их и раньше знал, но вот тогда мы точно подружились очень близко

УТРЕННЕЕ ШОУ: Скажем так, это уже поп-музыка,а если брать относительно серьезную музыку –симфоническую, здесь-то ты тоже как рыба в воде плаваешь?

Намин С.:  Это отдельная тема. Начинать надо с того, что я учился у Армена Агаджаняна. Какие-то были рядом очень большие композиторы серьёзные, но, когда я сделал симфонический оркестр в конце восьмидесятых, это был первый негосударственный симфонический оркестр в России, в Советском Союзе. И в один момент я пригласил одного дирижера потрясающего Огана Дуряна. Он вложил в меня то самое, что не хватало. И вот написав сначала сюиту, вот после этого он, можно сказать, подтолкнул меня к созданию симфонии. И когда музыка была уже написана во многом, я подумал: «Ну, а кто может исполнить?» И у меня, как у человека с амбициями, я подумала: «А почему бы не попробовать с самым лучшим оркестром показать?»  И я обнаглел, и послал лучшим оркестрам мира: Берлинскому филармоническому оркестру, двум лондонским – The Royal Philharmonic и так далее…  И когда мне из лондонского симфонического оркестра и из Royal Philharmonic тоже пришли, я решил, что это кто-то меня подкалывает. Посмеялся, говорю: «Очень радостно, конечно, но обидеть артиста легко!» И когда они уже серьезный контракт прислали и посоветовали мне, что надо писать не у них студии, где они пишут, а именно на Abbey Road. Ну, я, конечно, задергался, у меня нервный тик начался. И я начал срочно с Сашей Лизуновым работать над аранжировкой уже в деталях и доводить ее до конца. В результате, действительно, в позапрошлом году летом на студии Abbey Road, в первой студии, в той самой знаменитой, с которой началась…

УТРЕННЕЕ ШОУ: Легендарная.

Намин С.: Да, легендарная студия. Мы записали с Лондонским симфоническим оркестром мою симфонию.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Да, даже не знаю, что по этому поводу сказать, потому что это настолько круто, что, честно говоря, в голове это не укладывается. Надо информацию переварить. Мы чуть не забыли спросить. Как же обойти эту тему стороной? Что касается вашего театра, это потрясающая история: «театр Стаса Намина», который существует уже много лет, существует сейчас. Что делаете? Чем занимаетесь? Что ждать зрителю?

Намин С.: Ну, в следующем году действительно 20 лет театру.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Как время летит незаметно! Я помню, когда только-только вроде недавно совсем всё это дело организовалось.

Намин С.: Вообще, и я не собирался делать театр в жизни никогда, у меня и так хватало, чем заниматься. Но тут получилось так, что один мой друг – Майкл Баклер – он продюсер мюзикла «Волосы», пригласил меня на премьеру – голливудская премьера «Волос». Я приехал прямо с самолёта, пришёл на спектакль, и уверен был, что сейчас потушат свет, и я нормально посплю по-человечески. А тут получилось так, что такой драйв, что я вообще рот открыл, смотрел на всё, что происходит и удивлялся. И подумал, что вот такой театр я мог бы и … Когда закончился мюзикл Я подошёл к Майклу, сказал ему: «А что ты думаешь, сделать московские волосы? Русский вариант, русскую версию?» Он говорит: «Вообще, это было бы гениально. Разве это возможно? Он у нас был почти везде запрещен, у вас-то будет запрещён точно». Я говорю: «Но у нас там вроде как бы свобода начинается. Может, попробуем?» Да и тогда я взял у Майкла Баклера ещё пять американских актеров, которые мне помогали собирать труппу, и начал собирать труппу в Москве. С этого все началось. Потом сделали «Jesus Christ superstar». Сделали на английском, потом сделали русский перевод уникальный, который Тим Райс сделал вместе с нами. А сейчас мы ещё какую-то новую тропу себе нашли. И оттого, что у нас уникальная труппа, и она играет актёрски профессионально, поёт профессионально, и при этом танцуют профессионально. Это нам позволяет делать спектакли, где вообще все эти три жанра, как симбиоз соединены, и, получается драматургия внутри этих трех жанров.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Я могу сказать, ребята, надо идти! Надо идти, надо смотреть! Стас Намин был у нас в гостях. Еще раз с днем рождения! Желаю всяческих успехов. Спасибо!

 

08.11.2018